Учебный план
МБОУ ДОД ДЮСШ «Старт»
на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка:
Учебный план разработан
на основе Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки
в Российской Федерации, утвержденными приказом Росспорта от 24.10.2012г №325, на основе
примерных типовых программ по
видам спорта, рекомендованных министерствами
спорта и образования Российской
Федерации.
Учебный план включает в себя этапы
обучения: спортивно – оздоровительный, начальной подготовки (2-3 года), учебно
– тренировочный этап (5 лет), спортивного совершенствования (2 года). Спортивная подготовка многолетняя,
круглогодичная.
Учебный план разрабатывается из расчета 52
недель - 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы, и 6-ти
недель для тренировок в спортивно-оздоровительном лагере. С увеличением общего
годового объема часов изменяются по годам обучения соотношение времени на
различные виды подготовки. Повышается удельный вес нагрузок на
спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и психологическую
подготовку.
Распределение времени в учебном плане на
основные разделы подготовки по годам обучения осуществляются в соответствии с
конкретными задачами многолетней тренировки.
СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
– учебно – тренировочный процесс осуществляется при нагрузке 4,5 часа неделю, направлен на укрепление здоровья и
гармоничное развитие всех органов и систем организма детей, формирование
стойкого интереса к занятиям спортом вообще, овладение основами техники
выполнения обширного комплекса физических упражнений и воспитание трудолюбия,
развитие физических качеств, достижение физического совершенства, высокого
уровня здоровья и работоспособности. СОГ
охватывают все культивируемые виды спорта. Занятия в группах СОГ позволяют
привлекать в ДЮСШ разновозрастной контингент детей, решать вопросы массовости,
набора и отбора учащихся, популяризировать
здоровый образ жизни.
ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ – учебно
– тренировочный процесс происходит в группах НП
1- 6-9 часов недельной нагрузки, НП -2 6– 9 часов.
Задачами данного этапа являются: отбор детей для систематических
занятий спортом, с учетом возраста и
выявления задатков и способностей детей. Начального освоение техники и тактики выбранного вида
спорта. Формирование устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям
спортом, приобщение детей к здоровому образу жизни.
Этап начальной подготовки характеризуется
постепенным наращиванием объема и интенсивности физических нагрузок,
воспитанием черт спортивного характера.
УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП содержит
две отдельные составляющие начальной специализации (до 2 лет занятий) и
углубленной (3-5 лет). Характерным
является постепенное увеличение количества учебных часов, рост объема и
интенсивности физических нагрузок. Целенаправленно осуществляется работа по
совершенствованию техники и тактики. Повышение уровня разносторонней физической
и функциональной подготовки, приобретение соревновательного опыта путем участия
в соревнованиях. Совершенствованием техники и развитием специальных физических
качеств.
ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ –
учебно-тренировочный процесс осуществляется
Основные виды содержания спортивной подготовки.
- Физическая подготовка включает:
- Общую
физическую подготовку (ОФП), направленную на повышение общей
работоспособоности;
- Специальную
физическую подготовку (СФП), направленную на развитие специальных
физических качеств.
- Техническая подготовка включает базовые упражнения,
специальные, вспомогательные, характерные для данного спортивного
направления.
- Теоретическая подготовка проводится в форме бесед,
лекций. Учебный материал распределяется на весь период обучения, учитывая
возраст занимающихся и излагается в
доступной для них форме. Может осуществляться в ходе практических занятий
и самостоятельно.
- Психологическая подготовка предусматривает формирование
личности спортсмена и межличностных отношений, развитие интеллекта,
психологических функций и психомоторных качеств.
- Инструкторско-судейская практика. Одной из задач ДЮСШ является
подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие в
организации и проведении спортивных соревнований в качестве судьи. Решение
этих задач осуществляется на УТ этапе и продолжается на последующих этапах
подготовки. Занятия проводятся в форме бесед, семинаров, самостоятельного
изучения литературы, практических занятий.
- Контрольно-нормативные испытания проводятся в целях
объективного определения перспективности спортсменов и своевременного
выявления недостатков в их подготовке. Проводится регулярное тестирование
и заносится в протокол.
- Соревнования. Проводятся в соответствии с
календарем спортивно-массовых мероприятий.
- Восстановительные мероприятия используются для восстановления
работоспособности учащихся ДЮСШ. Используется широкий круг средств и
мероприятий педагогических, гигиенических и психологических с учетом
возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей
спортсмена.
- Медицинское обследование. Проводится вне сетки часов. В
задачи контроля входят: диагностики спортивной пригодности ребенка; оценка
его перспективности, оказание первой доврачебной помощи.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Методическое обеспечение
образовательного процесса осуществляется на уровне:
Научно-педагогической помощи:
разработка и внедрение
образовательных учебных программ физкультурно-спортивной направленности.
Участие в семинарах для тренеров-преподавателей по видам спорта с целью
изучения передовых и представления собственных разработок по различным
направлениям видов спорта.
Консультативно-методической помощи:
Проведение педагогических и
тренерских советов в рамках ДЮСШ. Методические семинары и консультации с
привлечением специалистов по видам спорта.
Организация и проведение соревнований
различного масштаба.
Аттестация тренеров-преподавателей
ДЮСШ.
Повышение квалификации:
Изучение передового опыта работы в
области спорта и физической культуры.
Участие в соревнованиях
регионального, всероссийского уровней, и в их судействе.
Участие в районных, областных
конкурсах и семинарах, семинарах и курсах по судейству соревнований.
Обеспечение современной методической
литературой.
Изучение правил соревнований и
изменений в них.
Самовыдвижение на присвоение
квалификационной категории.
Самообразование.
Участие в конкурсах учреждений
дополнительного образования детей.
|