Воскресенье, 27.09.2020, 19:40
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей  ДЮСШ "СТАРТ"
г.Миасс Челябинской области
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов, определяющих функционирование спортивных школ, основополагающих принципов и положений теории и методики спортивной тренировки, результатов научных исследований и обобщения передового опыта работы детско-юношеских спортивных школ. Основными методическими принципами программы являются:

• Принцип комплектности предполагает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (все виды подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий и комплексного контроля) в оптимальном соотношении.

• Принцип преемственности определяет системность изложения программного материала по этапам годичного и многолетнего циклов и его соответствия требованиям высшего спортивного мастерства, при обеспечении преемственности задач, методов и средств подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей уровня подготовленности.

• Принцип вариативности предусматривает вариативность программного материала и зависимости от этапа многолетней подготовки, возрастных индивидуальных особенностей юных хоккеистов.

Программа является примерной и ориентирована на обучение ребенка в непрерывной и преемственной системе физического воспитания, естественного оздоровления и занятий спортом, которая включает в себя:

• пришкольное (дошкольное) коррекционно-развивающее физическое воспитание, направленное на предварительную подготовку к процессу физического воспитания в школе и регулярным занятиям в

спортивных секциях;

• спортивно-оздоровительные занятия в начальной школе с основами предварительной спортивной ориентации и селекции двигательно-одаренных детей для набора в спортивные секции (группы);

• этап начальной физической и технической подготовки в режиме начальной специализации в основной школе;

• учебно-тренировочный этап начала углубленной специализации и подготовки в конце основной и начале средней (полной) школы;

• этап спортивного совершенствования в конце средней (полной) школы;

• этап высшего спортивного мастерства в период послешкольного образования

 

2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ 

Нормативная часть программы определяет основные требования по ее структуре и содержанию: по возрасту, численному составу занимающихся, объему отдельных видов подготовки (физической, технико-тактической, игровой) и нагрузок разной направленности, а также по структуре многолетней подготовки юных хоккеистов. Многолетняя подготовка юных хоккеистов включает в себя следующие этапы: 

• спортивно-оздоровительный (предварительной подготовки);

• начальной подготовки;

• учебно-тренировочный (начальной и углубленной специализации);

• спортивного совершенствования;

• высшего спортивного мастерства.

Спортивно-оздоровительный (предварительный этап). К занятиям на

этом этапе допускаются дети младшего возраста, имеющие разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовку, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных качеств, на овладение основами техники хоккея.

Годы обучения

Примерный возраст для зачисления

Максимальное количество часов в неделю

Требования по спортивной подготовке

Минимальное количество занимающихся

Максимальное количество занимающихся

1-2

5 лет

До 6 часов

Выполнение нормативов по ОФП и СФП (выполнение элементов)

15

30

 

Соотношение видов подготовки

Этапы подготовки

Средства подготовки

Общая физическая

Специальная физическая

Техническая

Тактическая

Игровая

Соревновательная

Спортивно-оздоровительный этап

60

-

30

6

4

-

 

На данном этапе осуществляется спортивно-оздоровительная и воспитательная работа по коррекции физического развития и двигательной подготовленности детей. В ходе занятий, по мере и степени освоения широкого диапазона двигательных действий, осуществляется ранняя спортивная ориентация на виды спортивной деятельности, а также селекция двигательно-одаренных детей. В целом спортивно-оздоровительная и воспитательная работа направлена на разностороннюю физическую и двигательную подготовку, всестороннее гармоничное развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма, на формирование у детей интереса к регулярным занятиям, что позволяет начать обучение основам владения техникой хоккея с шайбой.

3. Морфо-функциональные и физиологические особенности развития детей 5-6 летнего возраста 

Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребёнок может вырасти на 7 – 10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106,0 – 107,0 см, а масса тела – 17 – 18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200 г, а роста 0,5 см.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к пяти-шести годам ещё не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причём у разных костей фазы развития неодинаковы.

Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода заканчивается к шести годам. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту ещё не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга продолжается (окружность головы ребёнка к шести годам равна примерно 50 см).

Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3-4 лет; но к шести годам ещё не окончено. Эти особенности нужно учитывать при проведении тренировок, подвижных игр, игровых упражнений, так как даже самые лёгкие ушибы в области носа и уха могут привести к травмам.

Наибольшая вероятность травм возникает при выполнении упражнений, связанных с уменьшением площади опоры – ходьба по скамейке, рейке, при спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом – когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом – у ребёнка достаточно силы, чтобы добросить его до партнёра, но несовершенная координация может исказить направление полёта, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо; поэтому детям необходимо давать точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнёру.

Позвоночный столб ребёнка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка ребёнка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа. Поэтому во время выполнения детьми тренировочных нагрузок необходимо следить за посильностью физических нагрузок.

Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника (при падении с качелей, горки и т.д.) Следует также учитывать, при падении ребёнка с высоты, столкновении с другими детьми или предметами (санками и др. спортивным инвентарём), ударах чем-либо легко могут возникать повреждения брюшной полости (печени, почек, селезёнки).

Диспропорционально формируются у дошкольников и некоторые суставы. Например, в период до 5 лет сумка локтевого сустава у ребёнка растёт быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Вследствие этого нередко возникает подвывих (если потянуть малыша за руку очень сильно).

У детей 5-7 лет наблюдается и незавершённость строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать обувь большего, чем нужно, размера, излишняя масса тела, перенесённые заболевания. Тренеру следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе, беге и когда они стоят.

В развитии мышц выделяют несколько этапов. Один из них – это возраст 6 лет. К шести годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребёнка улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в этом возрасте детям по-прежнему лучше удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну ногу, например, в подвижных играх «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка» и др.

Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой (занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения по технике движений дети шестилетнего возраста выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию тренера, т.е. менять темп.

При проведении общеразвивающих упражнений тренер учитывает, что детям данного возраста хорошо знакомы направления движений: вверх, вниз, вправо, влево и т.д. Ребята способны осуществлять частичный контроль выполняемых действий, на основе предварительного объяснения упражнения самостоятельно выполнять многие виды упражнений. У детей шестилетнего возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает.

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребёнка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

У детей 5-6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Например, ребёнок отрицательно реагируют на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют приём создания нестандартной (частично на время изменённой) обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр и т.д.

Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К пяти годам размеры сердца у ребёнка (по сравнению с периодом новорождённого) увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста.

В первые годы жизни пульс ребёнка неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя его частота к шести-семи годам составляет 92-95 ударов в минуту. К семи-восьми годам развитие нервного аппарата, регулирующего сердечную деятельность, в основном заканчивается и работа сердца становится более ритмичной.

Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличаются от таковых у взрослого. Они значительно уже, поэтому нарушение температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания.

Важна и правильная организация двигательной активности дошкольников. При её недостаточности число заболеваний органов дыхания увеличивается примерно на 20%.

Жизненная ёмкость лёгких у пяти - шестилетних детей в среднем равно 1100 – 1200 см3, но она зависит и от многих факторов: длины тела, типа дыхания и др. Число дыханий в минуту в среднем – 25. Максимальная вентиляция лёгких к 6 годам составляет примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При выполнении упражнений она увеличивается в 2 – 7 раз, а при беге – ещё больше.

Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если тренировки проводятся на воздухе, то общий объём беговых упражнений для детей 5-6 лет в течение года может быть увеличен с 0,6 – 0,8 км до 1,2 – 1,6 км.

Прыжки через короткую скакалку ребята могут выполнять в течение достаточно длительного времени (13 – 15 мин).

Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Задачи педагога заключаются в контроле за двигательной деятельностью своих воспитанников с учётом проявляемой ими индивидуальности, предупреждении случаев гипердинамии  и активизации тех, кто предпочитает «сидячие» игры. 

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

МНОГОЛЕТНЕГО УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Немаловажную роль в многолетней подготовке юных хоккеистов играет организация и методика начального отбора в группы предварительной подготовки. Качество проведенного отбора во многом определяет и эффективность учебного процесса. Организация отбора предусматривает его проведение в три этапа. На первом этапе определяется целесообразность выбора вида спорта, учитывая соответствием физических и психических данных ребенка требованиям, предъявляемым хоккеем.

На втором этапе выявляются способности к прогрессированию в процессе обучения и тренировки, решается задача выбора наиболее талантливых спортсменов, способных в перспективе показывать высокие спортивные результаты.

Таким образом, программой многолетней подготовки хоккеистов предусматривается проведение начального отбора на этапе предварительной подготовки в течение нескольких лет в ходе учебно-тренировочного процесса. Поэтому, к основной направленности обучения на этом этапе (всесторонне, гармоничное развитие физических способностей и укрепление здоровья) следует также отнести и выявление игровых способностей детей и пригодности их к занятиям хоккеем. При планировании и проведении занятий с 5-6–летними детьми необходимо учитывать их возрастные особенности. Строго нормировать физические нагрузки. В занятия включать упражнения преимущественно комплексного воздействия, в том числе упражнения для формирования крепкого мышечного корсета, обеспечивающие поддержание нормальной осанки. Кроме этого в занятиях с детьми этого возраста следует уделять должное внимание освоению техники хоккея, так как их организм вполне  подготовлен к освоению элементарных умений и навыков. У них достаточно развиты зрительный и двигательный анализаторы ЦНС. Они в состоянии управлять отдельными действиями, координировать движения рук и ног.

Вместе с тем при разучивании какого-либо приема техники с детьми 5-6лет, для создания целостного представления в изучаемом приеме необходимы образцовый показ тренером приема и доходчивое объяснение способа его выполнения. 

4.1.  Обобщенные задачи обучения и тренировки в детско-юношеском хоккее

В процессе многолетней подготовки детей, подростков и молодежи решаются следующие задачи:

1. Укрепление здоровья подрастающего поколения.

2. Овладение учащимися широким диапазоном двигательных умений и навыков.

3. Осуществление всестороннего и общефизического развития.

4. Обучение детей основам технико-тактических приемов игры в хоккей.

5. Обучение и детальная отработка индивидуальных, групповых и командных действий в нападении и обороне.

6. Освоение учащимися необходимого объема теоретических знаний обеспечивающих эффективное выполнение всех видов деятельности хоккеистов.

7. Обучение и привитие детям навыков личной гигиены.

8. Формирование у детей устойчивого интереса и мотивации к регулярным занятиям спортом и, в частности, хоккеем.

9. Воспитание у детей и подростков трудолюбия, дисциплины, морально-волевых и других необходимых качеств.

10. Повышение спортивно-технического мастерства юных спортсменов.

11. Формирование у молодых спортсменов мотивации к высшему спортивному мастерству.

12. Подготовка хоккеистов высокого класса для команд мастеров и сборных команд страны.

Однако в последние 10-15 лет в практике хоккея обозначилась тенденция более раннего привлечения детей с 5-6 лет в систему многолетней подготовки. При проведении тренировочных занятий необходимо учитывать следующее: 

К четвертому году жизни завершается анатомическое созревание всей моторной системы ребенка. Четырехлетний ребенок легко бегает, прыгает на одной ноге. У него прочно выработан механизм координации различных движений и поддержания равновесия. К пяти годам жизни значительно увеличивается мышечная масса, особенно нижних конечностей, возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям и длительным физическим нагрузкам.

К шести-семи годам в основном завершается формирование ткани легких и дыхательных путей. Однако развитие органов дыхания в этом возрасте еще полностью не заканчивается: носовые хода, трахеи и бронхи сравнительно узкие, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка и ребра не могут опускаться на вдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не могут делать глубоких вдохов и дышат чаще, чем взрослые. 

Забота о физическом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широкого использования физических упражнений в жизни детей. Учебно-воспитательный процесс с этими группами имеет спортивно-оздоровительную (коррекционно-развивающую) направленность для выравнивания «стартовых» возможностей и предварительной подготовки к регулярным занятиям хоккеем. С целью планомерного осуществления учебно-тренировочных занятий, для каждого этапа многолетней подготовки определяются соответствующие задачи в зависимости от возрастных особенностей и подготовленности учащихся. 

4.2. Основные задачи и средства спортивно оздоровительного этапа начинающих хоккеистов 5-6 лет

На спортивно-оздоровительном этапе предусматривается массовый охват детей для решения следующих основных задач:

- устранение недостатков физического развития и двигательной подготовленности, путем коррекции слабых звеньев и укрепления общего и физического здоровья;

- предварительной подготовки детей к регулярным занятиям в спортивных секция (группах);

В ходе проведения спортивно-оздоровительных занятий проводится первичная спортивная ориентация и селекция двигательно-одаренных детей для набора в спортивные секции (группы начальной подготовки). В ходе проведения спортивно-оздоровительных занятий осуществляется первичная ориентация на группы или виды спорта, результативная деятельность в которых, определяется проявлением базового физического качества. В конце спортивно оздоровительного этапа особое внимание уделяется селекции двигательно-одаренных детей для набора и организации учебных занятий в группах начальной подготовки. Основными средствами для решения поставленных задач являются обще-развивающие упражнения, направленные на развитие координации, гибкости, ловкости, укрепление опорно-двигательного аппарата, расширение диапазона двигательного опыта ребенка, также обучающее ознакомление детей в игровой форме с техническими элементами хоккея. Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья.Особенно важное значение в режиме дня имеет правильный сон. Недостаток сна отрицательно сказывается на общем самочувствии ребенка: он становится вялым или, наоборот, слишком возбудимым и капризным. Детей следует укладывать спать в одно и то же время, тогда у них вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать. 

Дети трех—пяти лет должны спать 12—13 часов в сутки (днем 1,5—2 часа), а старшие—11—12 часов (днем 1 — 1,5 часа). Если ребенок перенес какое-нибудь заболевание, имеет хронический недуг или быстро утомляется, ему нужно спать на 1—1,5 часа больше. Значительное место в режиме дня дошкольника отводится прогулкам. Ребенок должен быть на свежем воздухе ежедневно не менее 3—4 часов зимой и 5—6 часов летом. Прогулки проводятся регулярно, независимо от погодных условий. Пребывание на воздухе в любую погоду способствует повышению сопротивляемости организма малыша и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда хороший аппетит и глубокий сон. 

4.3. Особенности учебно-воспитательной и учебно-спортивной работы на спортивно-оздоровительном этапе

Образовательный процесс в учреждении, в конечном счете, имеет учебно-спортивную направленность. По этой причине, основная направленность работы на спортивно-оздоровительном этапе определяется следующими основными положениями и требованиями:

1. Спортивно-оздоровительный этап является полноправным и полноценным звеном государственной системы образования в области изучения предметов спортивного профиля (многолетней спортивно специализированной подготовки). Учебный процесс, осуществляемый на данном этапе, направлен на массовое привлечение и широкий охват детей в период подготовки к школе, к регулярным занятиям в спортивных секциях, что в целом обеспечивает преемственность и непрерывность образовательного процесса. Осуществляемая учебно-воспитательная работа на этапе, создает необходимую основу и обеспечивает гармоничный переход детей в возрасте 5-6лет, от первичной предварительной подготовки детей к занятиям в спортивных секциях до регулярных занятий на этапе начальной спортивной подготовки.

2. На спортивно-оздоровительный этап принимаются дети, имеющие интерес к занятиям спортом, но не имеющие медицинских противопоказаний. Обязательным условием для приема в группу (секцию) является наличие письменного разрешения (допуск к занятиям в спортивной секции, группе) врача-педиатра. В спортивно-оздоровительные группы зачисляются дети с пятилетнего возраста и младше, если биологические особенности их развития (биологические и двигательные особенности) опережают сверстников. Возраст занимающихся в группе от 5 до 6 лет. Период обучения на этапе от 1 года до 2-х в зависимости от исходного уровня развития и подготовленности ребенка, биологического возраста, степени и темпов прироста основных показателей его развития.

3. Выравнивание стартовых возможностей детей осуществляется путем коррекции слабых звеньев и устранения недостатков физического развития и двигательной подготовленности, укрепления общего и физического здоровья. В целом спортивно-оздоровительная и учебно-воспитательная работа направлена на разностороннюю физическую и двигательную подготовку, на формирование у детей интереса к регулярным занятиям, что позволяет начать обучение первичным основам владения техникой хоккея с шайбой.В ходе занятий, по мере освоения широкого диапазона двигательных действий, осуществляется ранняя спортивная ориентация на вид спортивной деятельности хоккей, а также на другие группы или виды спорта, где результативная деятельность определяется проявлением других базовых физических качеств. В конце спортивно оздоровительного этапа особое внимание уделяется селекции двигательно-одаренных детей для набора и организации учебных занятий в группах начальной подготовки.

Основными средствами для решения поставленных задач являются общеразвивающие упражнения, направленные на развитие координации, гибкости, ловкости, укрепление опорно-двигательного аппарата, расширение диапазона двигательного опыта ребенка, также обучающее ознакомление детей в игровой форме с базовыми элементами техники передвижения на коньках и ознакомительные общеразвивающие игры с элементами игры в хоккей. Одним из основных средств, укрепляющих организм и способствующих формированию правильной осанки, являются общеразвивающие упражнения утренней гимнастики с последующим обтиранием или обливанием прохладной водой. Для предупреждения нарушений осанки после дневного сна полезно выполнить комплекс упражнений, который направлен на укрепление мышц-разгибателей спины, живота и межреберных мышц. 

Чтобы дошкольники научились во время ходьбы сохранять правильную позу, они должны выполнять такие упражнения: ходьба с предметом на голове: тонкая книжка в твердом переплете, фанерная дощечка или мешочек с песком весом 500 г (2—3 мин),

ходьба с гимнастической палкой за спиной (2—4 мин). Во время ходьбы туловище следует держать ровно, голову не опускать

Обучая детей метанию предметов на дальность и в цель, добиваются, чтобы они выполняли эти упражнения правой и левой рукой. Большинство детей выполняют броски более сильной рукой (в основном правой), вследствие чего мышцы туловища развиваются асимметрично.

Для укрепления и развития мышц и связок стопы рекомендуют массировать ее, обливать ноги прохладной водой, ходить на носках и внешней стороне стопы, ходить босиком по траве или песку, по бревну боком и в продольном направлении.

Систематическое выполнение дошкольниками разнообразных физических упражнений, оптимальные гигиенические условия их быта, закаливание организма способствуют формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия.

Тренировки начинающих хоккеистов 5 - 6 лет проводятся 3 раза в неделю продолжительностью 40 – 45 минут.

Дети во время занятий должны быть в спортивной форме. Тренер в спортивной одежде. К проведению занятия следует тщательно готовиться, намечать конкретные задачи, составлять план-конспект, заранее подбирать пособия и крупный инвентарь и т. д.

Тренер подготавливает крупный и мелкий физкультурный инвентарь перед началом занятия и располагает его в определенном месте. По указанию педагога дети самостоятельно берут флажки, палки, кубики, а по окончании упражнений кладут их на место

Структура физкультурных занятий общепринятая и содержит три части:

• вводную (18 % общего времени занятия);

• основную (67 % общего времени занятия);

• заключительная (15 % общего времени занятия).

Такое распределение материала соответствует возможностям детей и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу.

Цель первой части занятий - ввести организм в состояние подготовленности к основной части. В первой части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания. Тренеру следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т. д.).

Вторая часть (основная) занятия наиболее продолжительна и содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. При этом развивающемуся организму ребенка важно получать все виды упражнений. Это часть отличается наибольшей физической нагрузкой. Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы, а также способствуют улучшению координации движений, ориентировке в пространстве, положительно влияют на сердечнососудистую и дыхательную функции организма. Важное значение для правильного выполнения обще-развивающих упражнений имеет исходное положение. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе. Изменяя исходное положение, воспитатель может усложнить или облегчить двигательную задачу.

Обще-развивающие упражнения с предметами напоминают детям игры.  Они с удовольствием играют с погремушкой, мячом, флажком, куклой. В упражнениях с предметами используются также имитационные упражнения («цыплята», «воробышки» и др.). В зависимости от того, какой инвентарь будет использован на занятии, тренер-преподаватель продумывает и планирует построение; например, в упражнениях с палками, флажками целесообразно построение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так как построение в шеренгах не позволит достигнуть необходимой амплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам.

В основной части занятия используются игры большой подвижности, включающие движения, которые по возможности выполняются всеми детьми одновременно (бег, прыжки, метание, ползание и др.), например: «Самолеты», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Лошадки». Т

Третья, заключительная часть занятия небольшая по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности. В ней используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания. Она обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному, дает возможность переключиться на другую деятельность.

Систематическое, постепенное и доступное повышение нагрузки благоприятно влияет на общее развитие ребенка и способствует улучшению его двигательной подготовленности. Вначале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.

Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число раз). Повторение не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.

Планируя занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста, педагогу следует учитывать такие факторы:

• помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;

• предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать;

• не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2—3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие);

• предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце занятия;

• избегать длительного статического положения, ожидания;

• методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;

• давать подвижную игру после всех упражнений, которая должна быть закончена спокойной ходьбой;

• умело вызывать у ребенка положительные эмоции;

• учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.

Речь тренера-преподавателя во время занятий должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют, увлекают малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения.

По содержанию и методам проведения занятия они могут быть игровыми, сюжетными и смешанными.

Игровые занятия отличаются тем, что для решения задач подбираются подвижные игры с соответствующими движениями. Занятия этого типа включают знакомые движения, в них ставится задача закрепить двигательные навыки, развивать физические качества в меняющихся ситуациях.

Сюжетные занятия (двигательный рассказ) повышают интерес детей к движениям. Сюжетные занятия по физической культуре также состоят из трех частей:

подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть повышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внимание, готовит организм к предстоящей нагрузке. В этой части занятия создается игровая мотивация и ставится игровая задача. Но на некоторых занятиях мотивировка двигательной деятельности, основанная на игре, переносится и на начало основной части, а привлечение детей к выполнению упражнений носит опосредованный характер: музыкальное сопровождение, звучание бубна, напоминающее знакомые упражнения, и др. 

В основной части занятия у детей формируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества, координационные способности. Для этой части занятия характерна кульминационная насыщенность сюжета.

В заключительной части занятия происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается общение детей с игровыми персонажами, малыши настраиваются на самостоятельную игру.

Смешанные з


Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2020
    Конструктор сайтов - uCoz